Михаэль Лайтман о гармонии между нами
Вы наблюдали когда-нибудь за стаей птиц, парящей в небе? Порою, пернатые исполняют этот волшебный танец и трудно удержаться от восхищения. Они не сталкиваются и не суетятся, способны мгновенно поменять направление полета. Все движения настолько согласованы, что возникает ощущение, будто это не множество отдельных тел, а единый организм. Есть в этом явлении особая красота и наслаждение, пока не понятное и не постижимое для нас, тех, кто любуется процессом снизу.
«Не каждый наберется смелости заглянуть в себя и признать, что управляем именно им – своим эгоизмом. Любовь к себе требует не просто быть наполненным, чтобы мне было удобно, но я проверяю, насколько мне хорошо по сравнению с другими. И тогда, чем хуже ближнему, тем лучше я себя чувствую: «А всё же мне лучше, у меня лучше. Я более успешный, я более сильный. У меня есть более красивый дом, лучшая машина, более зеленая трава, более умные, здоровые дети». Это и есть корень зла и источник всех проблем нашего мира. А запускается данный процесс на подсознательном уровне, часто люди даже не отдают себе отчета. И если человек видит, что другой в чем-то превосходит, то у него появляется необходимость тут же восполнить изъян, а иначе не стоит жить. Вот настолько! Эгоизм требует оправдания своего существования. Он хочет превосходить других», — делится наблюдениями профессор онтологии и теории познания, магистр философии, доктор Лайтман.
Исправлять себя — значит исправлять своё отношение к остальным людям
Осознание собственного зла — важный шаг в направлении к новой реальности. Следующий этап исправления: «не делай другому то, что ненавистно тебе». Такое состояние каббалисты называют – Хафэц хэсэд. Человек приподнимается над своей эгоистической природой, становится нейтральным по отношению к другим. Он принимает себя и остальных такими, какие они есть. Перестает давать оценки, сравнивать, соответственно, и себя не чувствует ни хорошим ни плохим — он уникален и совершенен. В состоянии Хафэц хэсэд отношения между нами перестают быть потребительскими, нет смысла самоутверждаться. Люди уже не паразитируют друг на друге, не используют ближнего в своих интересах. Это совершенно иное мироустройство, иное общество с иными ценностями.
Не случайно исследования Михаэля Лайтмана приобретают все большую популярность. Мудрость древнейшей науки особенно необходима человечеству сейчас, когда практически все сферы общества пребывают в кризисе. Труды профессора, каббалиста освещают проблемы современности. Автор более 40 книг, переведенных на 18 языков, М. Лайтман постоянно участвует в международных мероприятиях, направленных на решение глобальных вопросов нашей цивилизации. Он тесно сотрудничает с Всемирными организациями ЮНЕСКО и ООН. Его публикации и интервью можно увидеть в Bloomberg TV, Fox News, Chicago Tribune, Corriere della Sera, The Miami Herald. На сайте Международной академии каббалы в открытом доступе транслируются лекции с синхронным переводом на восемь языков. Аудитория слушателей около двух миллионов человек из разных уголков нашей планеты.
«Изменить мир можно только посредством исправления себя и своего отношения к другим людям», — часто говорит своим ученикам профессор Лайтман. Тот, кто не замыкается на себе, на своих мыслях и ощущениях, обретает свободу. Человек вступает на новый уровень развития, он способен шагнуть за границы своего физического тела и почувствовать гармонию окружающей его вселенной, стать ее интегральной частью. Это сравнимо с каплей, которая падает в море и становится морем, растворившись в нем.
Развиваемся в направлении баланса с природой
Однако есть еще более высокая степень духовного постижения. Достигается она тогда, когда наши желания вступают в связь друг с другом.
В человеческом сообществе баланс проявляется в виде правила «возлюби ближнего как себя». О чем повествует привычная, ставшая уже банальной фраза, которая является постулатом практически всех религиозных направлений? Каббалисты трактуют ее по-своему.
«Когда мы идем вперед, то мы хотим видеть, что мы можем друг другу отдать. Стараемся почувствовать желание ближнего, — комментирует профессор Лайтман. — Что я могу для него сделать? Я не знаю. Купить ему рубашку? Ему не нужна рубашка. Сделать ему что-то… – может быть, я подстригу ему траву? Может быть. Однако, ни у кого нет личной потребности, ведь мы становимся соавторами нашего общего мира. Так человек уподобляется созидающей силе природы. Это и есть Высшая сила, Творец».
В данном процессе важно взаимное участие заинтересованных в духовном росте людей. Очевидно, искусству нематериального, чувственного контакта – нужно учиться. И если для животного мира ощущение цельности – данность, то человек должен сделать осознанный выбор. Из противоположного состояния он может построить мир, наполненный светом духовности, отдачей и любовью.
Татьяна Юлаева
|