Методы оценивания бизнеса
Методы оценивания бизнесаДля определения реальной цены действующего предприятия существуют разные методы. Эксперты считают, что для более эффектной оценки нужно использовать несколько способов. Оценка предприятий в международной практике опирается на три основных подхода: доходный, затратный, а также сравнительный.
Метод выбирается в зависимости от информированности по объекту: есть ли возможность спрогнозировать будущую прибыль, какими финансовыми, а также материальными активами обладает компания. Если примерную прибыль рассчитать нельзя, производится оценка ООО или другого предприятия на основании цены чистых активов, а также ликвидационной стоимости. Стоимость чистых активов получают после вычета кредитных обязательств, задолженности по дебитам и т.д. При использовании способа ликвидационной цены активы оцениваются на сумму, по которой их можно продать на сегодняшний день (за вычетом всех издержек). Гораздо проще действовать, если доходы фирмы поддаются прогнозированию, продукция и услуги пользуются устойчивым спросом. В этом случае прибыль рассчитывается на основе анализа доходов. Сравнительные методы оценкиПри наличии большого количества фирм-аналогов применяется сравнительные методы с применением мультипликаторов (стоимостных коэффициентов). Наиболее распространенные мультипликаторы: цена/валовые доходы, цена/денежный поток, цена/чистая стоимость доходов. Для сравнительного анализа проводятся следующие мероприятия:
Сравнительное оценивание с использованием мультипликаторов больше подходит для работы с крупными компаниями. Метод не получил у нас достаточного распространения из-за отсутствия требуемой информации, для сбора и анализа которой требуется время и экономическая стабильность. Дисконтирование финансовых потоковИспользование метода дисконтирования финансовых потоков подразумевает прогноз движения финансов на длительный срок (5 или 10 лет). При этом учитываются предполагаемые темпы роста расходов и доходов, также рассчитывается ставка дисконтирования. Оценивание этим способом связано с множеством допущений. Тем не менее, метод дисконтирования более эффективен в условиях экономической нестабильности, чем мультипликаторы. На стоимость бизнеса могут влиять самые разные факторы, причем не, только экономические, но еще политические, социальные и многие другие. Поэтому для оценки предприятий лучше обращаться к специалистам с соответствующими знаниями и опытом.
|